В чем заключается магия великого кино

Кинематограф  — главное направление искусства XX и XXI века. Над созданием фильма работают в среднем 588 человек. Производство одного фильма стоит до $300 млн., а сборы от просмотров — до $2 млрд. Все мы в свободное время смотрим и обсуждаем фильмы со своими друзьями, коллегами и семьей.  

Почему одни фильмы становятся классикой, а другие — вынуждают людей с отвращением покинуть зрительный зал? В чем заключается магия хорошего кино? В фильме должны быть красивые кадры, захватывающая музыка, впечатляющие спецэффекты. Но вся работа отправляется в корзину, если у фильма неинтересная история.

Сценарий — самое важное, что есть в фильме. Если вы построите красивый дом на плохом фундаменте — он рухнет. То же самое происходит и с фильмом. Если режиссёр просто наснимает красивых кадров, то это уже не кино, а фотография. Впечатляющие спецэффекты привлекут внимание в 30-секундной рекламе, но не удержат внимание зрителя на протяжении двух часов. Если у фильма хороший сценарий — сотня незнакомых людей будет сидеть 2 часа в тёмном зале и сосредоточенно смотреть на экран широко открытыми глазами.

Попробуем разобраться в основных принципах создания хорошего сценария на примере фильма «Китайский квартал». Его упоминает гуру сценарного мастерства Роберта Макки в своей книге «История на миллион долларов». Сценарий вошел в топ-7 лучших работ для изучения сценаристом по версии портала Cinemotion. Это фильм с одним из самых сильных сценариев за всю историю кино.  

Считается, что это лучшая работа в карьере её создателей. Режиссер фильма — Роман Полански,  а сценарист — Роберт Таун. Фильм взял 4 «Золотых глобуса» в 1975 году:  лучший фильм, режиссер, сценарий, мужская роль. Ее изучают студенты киновузов по всему миру. Роберту Тауну удалось создать интригу при минимальных выразительных средствах и обновить жанр классического нуара.

Жанр и конвенции

Китайский квартал — это криминальный фильм в жанре детектива об убийстве.  Для криминального жанра свойственно отсутствие гибкости и наличие целого ряда строгих конвенций.

Конвенции — строгие требования, которые определяет жанр. Это специфический сеттинг (обстоятельства), роли, события и ценности, которые определяют конкретные жанры и их поджанры.

В криминальном жанре обязательно должно совершиться преступление, причем в начале повествования. Должен быть герой, который занимается расследованием. Это может быть детектив или любитель, который в итоге разгадает загадку. В данном случае расследование ведет частный детектив Джейк Гиттес.

Обычно в жанре детективного фильма об убийстве в кульминации сыщик задерживает и наказывает преступника. «Китайский квартал» отходит от общепринятой конвенции жанра в кульминации. В кульминации истории богатый и обладающий политической властью преступник сбегает.

Сильный фильм рассказывает об актуальных проблемы общества. Он как зеркало — показывает обществу его лицо. Именно поэтому «Китайский квартал» не мог бы появиться до 1970-х годов. В то время Америку всколыхнули движение за гражданские права, Уотергейтское дело и война во Вьетнаме. Они вскрыли всю глубину проблемы с коррупцией. Нация осознала, что богатые люди могут совершить убийство, безнаказанно скрыться и сделать многое другое.

Создатели «Китайского квартала» переписали жанр, открыв путь для криминальных историй с плохим концом, таких как «Жар тела» (Body Heat), «Преступления и проступки» (Crimes and Misdemeanors), «Вопросы и ответы» (Q & А), «Основной инстинкт» (Basic Instinct), «Последнее соблазнение» (The Last Seduction) и «Семь» (Seven).

Сеттинг

Сеттинг — это набор основных обстоятельств фильма. Вот как выглядит сеттинг для «Китайского квартала»: 

  • Период (место истории во времени). Действие разворачивается в прошлом. Фильм 1974 года рассказывает о событиях 1930-х годов. Прототипом Холлиса Малрэя, главного инженера Лос-Анджелеса 1930-х годов стал Уильям Малхолланд. Под его руководством была создана водопроводная инфраструктура Лос-Анджелеса.
  • Длительность (продолжительность истории во времени). История охватывает период жизни персонажей протяженностью несколько дней. Также упоминаются события из биографии героев, которые произошли несколько лет тому назад.
  • Локация (место истории в пространстве). История происходит в американском городе Лос-Анджелес и его окрестностях. Локации — офис детектива Гиттеса, офис инженера Малрея, дом Малрея, водохранилище, река, северо-западная долина с фермами.
  • Уровень конфликта (положение истории в иерархии социальных битв). История формируется на всех трёх уровнях конфликта. На внутреннем уровне у Джейка Гиттеса — воспоминания о трагедии китайского квартала и кризис по отношению к Эвелин. На межличностном — между Гиттисом и Эвелин Малрей, между Эвелин и её отцом, между Гиттисом и Лу Эскобаром. На внешнем — борьба Гиттеса с властью в лице криминальных бизнесменов и полиции.

Структура

Существует 3 способа построения истории фильма: архисюжет (классическая структура), мини-сюжет (минимализм) и антисюжет (антиструктура).

«Китайский квартал» создан по классической структуре, также известной как «архисюжет».

Классическая структура — это тип истории, которая завершается полным и необратимым изменением ценностей главного героя. Он противостоит внешним силам и добивается желаемого на протяжении длительного времени в рамках постоянной и причинно-обусловленной вымышленной реальности. Большинство существующих фильмов созданы по классической структуре. Фильмы «Китайский квартал» и «Семь самураев» — считаются классикой архисюжета.

Ценности

Ценности — это ядро истории.  Они отличаются по заряду, уровню, состоянию. Ценности постоянно изменяются по ходу сюжета. Они вызывают у зрителя широкий спектр эмоций и корректируют его морально-нравственный стержень.   

Ценность истории — это универсальные свойства человеческих переживаний и опыта, которые могут быть позитивными или негативными.

Положительная ценность

Отрицательная ценность

Жизнь Смерть
Любовь Ненависть
Свобода Рабство
Правда Ложь
Смелость Трусость
Верность Предательство
Мудрость Глупость
Сила Слабость
Волнение Скука
Добро Зло
Справедливость Несправедливость


Каждый элемент фильма изменяет какую-то ценность. Чем больше структурный элемент — тем значительнее ценность и её изменение. На уровне сцены — внутреннее состояние героя, на уровне эпизода — небольшие ценности, на уровне акта — значительные общечеловеческие ценности.

Рассмотрим, какие ценности меняются на разных структурных уровнях фильма «Китайский квартал»:

Уровень

Событие

Ценность

Сцена Гиттес считает, что раскрыл дело по слежке за Холлисом Молреем. Он застал его с девушкой и выполнил заказ жены. Всё меняется, когда в офисе его встречает настоящая жена Холлиса, и говорит, что никогда не нанимала его и подаст на него в суд. Гиттес понимает, что его подставили, и теперь ему предстоит продолжить расследование, которое стало намного труднее. Уверенность обретает негативный заряд и превращается в неуверенность
Эпизод Во втором эпизоде первого акта произошло 3 события (сцены):
1. Гиттес сделал фото, где Молрей встречается с девушкой и на этом закрыл очередное дело. 2. Фотографии попали в прессу, Гиттес чувствует свою вину. 3. Пришла настоящая жена Молрея, и Гиттес узнал что его подставили
В каждой сцене произошло изменение ценности:
1. Процесс превратился в результат2. Гордость превратилась в стыд3. Стыд превратился в разочарование
Итогом эпизода стало одно большое изменение:
Стабильный успех в работе превратился в неожиданный провал, который ставит под угрозу его деньги, репутацию и карьеру.
Акт Гиттес обнаружил мёртвое тело Холлиса Молрея Справедливость превратилась в несправедливость
История Ноан Росс остаётся безнаказанным, а Эвелин Молрей убивают Справедливость превратилась в деспотизм


Существует 4 состояния ценности в истории: позитивное, пограничное, противоположное, отрицание отрицания. В течение фильма главная ценность истории проходит путь из начального состояния в противоположное. Рассмотрим динамику главной ценности фильма «Китайский квартал»:

Состояние

Описание

Пример

Позитивное Ценность, которая является хорошей в мире фильма и главного героя Работа Гиттеса — выяснять правду и восстанавливать справедливость. Вначале фильма у него это получается — он раскрывает очередное дело. Главная ценность фильма несёт положительный заряд.
Пограничное Смещенный заряд ценности, не позитивный и не противоположный. Гиттес раскрывает дело Холлиса Молрея и восстанавливает справедливость. Но его снимки попадают в газету, что несправедливо по отношению к Холлису. Гиттес не отдавал снимки, но он виноват, что не обеспечил безопасность этой информации. Справедливость переходит в пограничное состояние — необъективность.
Противоположное Противоположное Холлиса Молрея убивают, а Гиттес узнает, что его подставили. Необъективность превращается в несправедливость.
Отрицание отрицания Антагонистическая сила, которая имеет двойной негативный заряд. Находится на той границе, за которой начинают действовать самые темные силы человеческой натуры. Гиттес нашел преступника и собрал фактические доказательства его вины. Несмотря на это, преступник спокойно уходит от полиции, на Гиттеса надевают наручники, а Эвелин убивают. Несправедливость превращается деспотизм.


Замысел и управляющая идея

История начинается с идеи. Идея в кинематографе может быть представлена в двух видах — замысел и управляющая идея. Управляющая идея создает каркас для будущей структуры фильма, на которую сценарист накладывает сцены.

Замысел — это ответ на вопрос «Что случилось бы, если бы…?» Он пробуждает у писателя желание создать историю. Когда автор отвечает на вопрос в замысле — рождается материал для сценария. Примеры замыслов:

  • Что случится, если частный детектив в одиночку вступит в борьбу против мафии? — «Китайский квартал» (Chinatown)
  • Что будет, если акула заплывет на морской  курорт и нападет на отдыхающего? — «Челюсти» (Jaws)
  • Что произойдет, если жена уйдет, бросив мужа и ребенка? — «Крамер против Крамера» (Kramer vs. Kramer)
  • Что будет, если рабочие восстанут против олигарха, чтобы восстановить справедливость? «Завод»

Управляющая идея — это суть истории, которая состоит из главной ценности фильма и причины. Причина объясняет, почему появилась и победила эта ценность.  

Разные фильмы могут совпадать по главной ценности, но отличаться по причине её победы. Главная ценность «Китайского квартала» — справедливость, но побеждает её крайняя противоположность, деспотизм.  А в фильме «Грязный Гарри» побеждает справедливость, и у этой победы другие причины. Вот как выглядят управляющие идеи этих двух фильмов:

Фильм

Ценностная суть фильма

Ценность

Причина

«Китайский Квартал» (Chinatown) Героя, который стремится к справедливости (позитивная ценность), побеждает враг, олицетворяющий деспотизм (негативная ценность) Побеждает деспотизм… …потому что судьи и полицейские подчиняются богатому и влиятельному преступнику
«Грязный Гарри» (Dirty Harry) Герой возвращает справедливость (позитивная ценность) в мир, наполненный несправедливостью (негативная ценность) Справедливость торжествует… …потому что главный герой ведет себя более жестко, чем преступники


Управляющая идея — основной вектор фильма. Она помогает сценаристу отфильтровать и упорядочить идеи сцен. В сценарии должно быть только то, что помогает раскрыть управляющую идею фильма.

Фильм развивается за счет столкновения между противоположными зарядами ценностей. Сценарист вначале фильма демонстрирует главную ценность. Она несёт противоположный зарядом относительно того, который получит ценность в кульминации третьего акта. Чтобы показать эту битву, нужно противопоставить управляющей идее контр-идею.

В «Китайском квартале» носителем управляющей идеи является Ноан Кросс, а не главный герой, как ожидает зритель. Джейк Гиттес олицетворяет контр-идею, которая в итоге проигрывает.

Контр-идея

Управляющая идея

Побеждает справедливость, потому что талантливый детектив сможет доказать правду и наказать преступника Побеждает деспотизм, потому что судьи и полицейские подчиняются богатому и влиятельному преступнику


Зритель должен поверить в историю. Поэтому сценарист сочиняет сцены и эпизоды, противоречащие финальному утверждению с такой же правдивостью и энергией, как для его подкрепления. Нужно одинаково хорошо аргументировать обе идеи и объяснить причину, по которой побеждает итоговая ценность. Для этого надо полюбить своих персонажей и объективно смотреть на вымышленный мир.

Джейк Гиттес демонстрирует незаурядные способности. Он упорно собирает улики — ездит по городу и окрестностям, общается с разными людьми. Он настойчиво преодолевает любые барьеры. Ради того, чтобы узнать правду, он идёт на обман и рискует жизнью.

В конце фильма Гиттес узнал истину и собрал достаточно фактов, чтобы её доказать. Но в последний момент силы антагонизма в лице Ноана Кросса одерживают победу. Зритель до последнего был уверен в победе Гиттеса, но в итоге соглашается, что зло действительно оказалось сильнее.

Итог фильма зависит от управляющей идеи. Существует 3 вида управляющих идей:

  • Идеалистическая. Эти идеи присутствуют в фильмах с «хорошим концом», выражающих оптимизм, надежды, мечты человечества и позитивное представление человеческой души; они говорят о том, что жизнь такая, какой мы хотим ее видеть. В конце фильма главный герой получает объект своего желания. Любимый человек из мечты (любовь), мертвое тело злодея (справедливость), свидетельство достижения (богатство, победа), общественное признание (власть, известность).
  • Пессимистическая. Истории с «плохим концом», выражающие скептицизм, чувство утраты и горя, показывающие упадок культуры и темные стороны личности человека
  • Ироническая. Эти истории показывают двойственность мира. У всего есть своя цена. Герой получает желаемый объект, но при этом теряет что-то не менее значимое.

Китайский квартал — фильм с пессимистической управляющей идеей. Герой не получает желаемый объект, вместо этого победу одерживают силы антагонизма.

У «Китайского квартала» есть несколько уровней понимания. На верхнем уровне понимание такое: люди, обладающие властью, могут безнаказанно нарушать закон и общепринятые морально-нравственные нормы. Но на более глубоком уровне фильм доносит идею о вездесущности зла. Роберт Макки в книге «История на миллион долларов» считает, что управляющую идею Китайского квартала можно сформулировать так «Зло торжествует, потому что оно является частью человеческой натуры». Зло и добро живут в каждом из нас. Если бы человечество склонялось в ту или иную сторону, то все социальные дилеммы были бы давно разрешены.

Побуждающее происшествие

Скрепляющий материал истории состоит из побуждающего происшествия, оси и кульминации:

Побуждающее происшествие — событие, которое коренным образом нарушает баланс сил в жизни главного героя. Это наиболее глубокая причина действия истории.

Кульминация — финальный результат истории, должен восприниматься как неизбежный.

Ось истории — это события между побуждающим происшествием и кульминацией. На этом отрезке главный герой стремится восстановить жизненное равновесие, которое он потерял в побуждающем происшествии.

Побуждающее происшествие прерывает цепочку рутинных событий. Каждый день герой ездит на работу, решает какие-то задачи, затем проводит время дома с семьей и отдыхает на выходных. Он управляет тем, что происходит и чувствует себя комфортно. Но неожиданно и неотвратимо происходит событие, которое коренным образом нарушает равновесие. Заряд ценностей сильно смещается в отрицательную или положительную сторону.

Обычно Гиттес расследует стандартные семейные дела и без труда получает результат. В этот раз всё сложнее — ему пришлось следить за чиновником высокого уровня. Фотографии расследования попадают в прессу, а жена Холлиса угрожает подать в суд.

Побуждающее происшествие приходит в кульминации первого акта. Гиттес обнаруживает мертвое тело Холлиса Молрея. Он понимает, что его подставили. Возможно, из-за него погиб Холлис. Полиция может предъявить ему обвинение. Жена Молрея может отсудить у него крупную сумму. А мафия может убить его. Жизненное равновесие Гиттеса коренным образом нарушилось, а зрители гадают, как он будет выбираться из этой ситуации.

Прогрессия

По мере развития история требует от героя новых способностей и силы воли. Герой попадает во всё более сложные обстоятельства, а его жизнь всё сильнее изменяется. Чтобы показать зрителю такие изменения, сценарист использует 4 вида прогрессии: социальная, личная, символическая и ироническая.

В «Китайском квартале» действие одновременно углубляется и расширяется:

  • Движение наружу. Социальная прогрессия. Частного детектива нанимают для расследования супружеской измены. Затем история начинает расширять границы, словно нефтяное пятно. В её круг попадаютт городские власти, заговорщики-миллионеры, фермеры из долины Сан-Фернандо и, наконец, все жителей Лос-Анджелеса.
  • Движение внутрь. Личная прогрессия. Происходит погружение в жизнь героев. На Гиттеса постоянно нападают: он получает удары в пах и по голове, его нос сломан. Затем он проводит ночь с Эвелин и влюбляется в неё. Эвелин рассказывает об инцесте с отцом. Затем повторяются трагические события из прошлой жизни главного героя. Эвелин Малрэй умирает, а невинный ребенок оказывается в руках безумного отца/деда. Гиттес испытывает сильнейшую душевную боль.
  • Ироническая прогрессия. Фильм начинается с рассказа истории про героя, который точно знает что делать. У Гиттеса есть четкий план проведения расследования о супружеской измене. Он делал такое много раз и добивался успеха. В первом акте он действует довольно самоуверенно. Это проявляется и в общении с Идой Сэйшнс, и в общении с коллегами, и в процессе его работы над делом. По его мнению, жизнь проста как «а, б, в, г, д». И именно тогда она разворачивает его, дает хороший пинок и с усмешкой говорит: «Не сегодня, мой друг. Сегодня это «д, г, в, б, а». Извини». Первый пинок Гиттес получает в парикмахерской, когда видит фотографии своего расследования в газете. Второй — когда в офисе встречает настоящую жену Холлиса Молрей, которая подаёт на него в суд. Третий — когда обнаруживает мертвое тело Холлиса Молрея. Жизнь намекает Гиттесу, что ему еще есть, чему поучиться.
  • Символическая прогрессия. Символы действуют на подсознание и помогают добавить фильму выразительности. В «Китайском квартале» разработана система образов для создания дополнительной символической прогрессии.

Система образов

В «Китайском квартале» разработаны 4 системы образов — 2 внутренние и 2 внешние. Образы постоянно и со значительными вариациями повторяются в изображении и звуке  на протяжении всей картины, чтобы помочь раскрыть идеи фильма. Рассмотрим систему образов на примере «Китайского квартала»:

  • Основная внутренняя система связана с мотивами «слепоты» или ложного видения. К ним относятся окна, зеркала заднего вида, очки (особенно разбитые), камеры, бинокли, глаза людей и даже открытые незрячие глаза трупа. Все активно подталкивает нас к предположению, что если мы ищем зло в этом мире, то смотрим в неправильном направлении. Оно здесь. В нас самих. Как однажды сказал Мао Цзэдун: «История — симптом, а заболевание — это мы».

  • Вторая система внутренних образов связана с политической коррупцией, которая превращается в связующую ткань общества. Фальшивые контракты, подрывные законы и продажные действия становятся тем, что удерживает общество вместе и обеспечивает «прогресс».
  • Третья система внешних образов — вода и засуха.
  • Четвертая система внешних образов — сексуальная жестокость и сексуальная любовь.

Мы инстинктивно чувствуем смыслы, которые несут предметы. Когда в кадре появляется автомобиль мы не думаем «о, судя по всему, это средство передвижения». Мы смотрим на тип автомобиля  и делаем подсознательные выводы. ««Мерседес» — этот человек богат; Проржавевший «фольксваген»… художник; «Харлей-Дэвидсон»… опасный человек». На основе образов рассказчик сообщает зрителям дополнительные смыслы без слов.

Если в процессе съемки режиссер захочет добавить в кадр вазу, это приведет к часовой дискуссии. Какая разновидность вазы? Какого временного периода? Какой формы? Цвета? Керамическая, металлическая или деревянная? Есть ли в ней цветы? Какие? Где она стоит? На переднем плане? На среднем? На заднем? В правом левом углу кадра? В нижнем левом? В фокусе она или не в фокусе? Освещена ли? Это не просто ваза, а символический предмет с высоким зарядом. Он подчеркивает смысл любого другого предмета в кадре, а также всех тех, которые были и будут показаны в фильме.

Конфликт

Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, позиций и интересов двух и более сторон. Это противоречие определяет движение сюжета. Если в эпизодах фильма нет конфликта — его неинтересно смотреть.

Существует 3 уровня конфликта — внутренни, межличностный и внешний. В «Китайском квартале» конфликт разворачивается на всех трёх уровнях:

  • Внутренний уровень — это противоречие между внутренними сферами одного человека: разумом, телом, эмоциями. Перед кульминацией второго акта Гиттес подозревает Эвелин в убийстве. Он узнает, что она хочет сбежать. С одной стороны, Гиттес любит Эвелин и хочет её защитить, а с другой — знает что она его обманула и совершила убийство. Возникает противоречие и у Гиттеса разгорается внутренний конфликт. Он хочет сохранить хладнокровие, но как только видит дом Эвелин, его охватывают эмоции.

  • Межличностный уровень — противоречия в личностных отношениях: с друзьями, любовниками и семьей. Во втором акте Гиттес расследует убийство Холлиса Молрея вместе с Эвелин и влюбляется в неё. Теперь в историю добавляется межличностный конфликт. Гиттес хочет выяснить правду, а Эвелин хочет скрыть правду и защитить Кэтрин.  Конфликт разрешается в кульминации второго акта, когда Гиттес вынуждает Эвелин всё ему рассказать.

  • Внешний уровень — противоречия за пределами личностной сферы. Это конфликты с социальными институтами и отдельными лицами: правительство / гражданин, церковь / прихожанин, компания / клиент;  с отдельными личностями:полицейский / преступник / жертва, начальник / работник, клиент / официант, врач / пациент; а также столкновения с тем, что создано человеком, и с окружающей средой: время, пространство и любые существующие в нем объекты. Сначала Гиттес расследует стандартное дело о супружеской измене. Но после того как фото попали в прессу, а Холлиса Молрея убили, Гиттес оказывается втянутым во внешний конфликт. Этот конфликт разрастается до масштабов всего города. Теперь Гиттес борется против полиции, преступников, коррупции.

Сцена

В фильме содержится в среднем от 40 до 60 сцен. Сцена — элемент фильма, в котором происходит изменение в жизни героя, которое служит супер-цели истории. Такое изменение называется событием.

Если в результате события заряд ценности изменился на противоположный, значит в сцене содержится поворотный пункт. В хорошей истории каждая сцена становится поворотным пунктом той или иной степени важности.

Сцена должна соответствовать нескольким критериям:

  • Выражается через конфликт
  • Происходит в определенном пространстве на протяжении продолжительного периода времени
  • Обладает в данный момент жизни персонажа хотя бы одной значимой ценностью

События могут происходить на всех уровнях конфликта и иметь разные ценностные заряды. Если к завершению сцены изменился заряд ценности никак не изменился, то такую сцену нельзя считать событием. Примеры событий:

Уровни события

Положительное событие

Отрицательное событие

+
Внутренее Обретает цель в жизни Погружается в депрессию
Межличностное Влюбляется в девушку Уходит жена
Внешнее Заканчивается война Происходит природная катастрофа

 

Сцену объединяют 4 элемента — желание, действие, конфликт, изменение. Проанализируем одну из сцен «Китайского квартала»:  

  • Желание — герой хочет достичь какой то цели, решить задачу, удовлетворить потребность. Радостный Гиттес врывается в офис. Он хочет поделиться смешным анекдотом, который только что узнал. Он ожидает, что они от души посмеются вместе с коллегами.
  • Действие — герой осуществляет действие, чтобы получить желаемое. Гиттес заходит в офис, собирает коллег и рассказывает анекдот.
  • Конфликт — герой сталкивается с силами антагонизма, которые не дают ему получить желаемое. Джей Гиттис закончил свой анекдот, но коллеги почему-то не смеются. Оказывается, что за спиной стоит жена Холлиса Молрея, которая вручает ему повестку в суд.
  • Изменение — герой проходит через поворотный пункт, в результате которого изменяется заряд ценности. Начальная ценность сцены — радость. Гиттес смеется от души над своим анекдотом. Затем Эвелин Молрей ошеломляет его своим сообщением. Ценность меняется на противоположную — горе.

Все 4 элемента вместе образуют брешь, которая является материей истории. Брешь — это разрыв между ожиданиями и реальностью. Герой ставит цель получить желаемый объект. Затем он совершает действие, которое должно дать ему желанный результат. Но вместо получения желаемого активизируются враждебные силы, которые отбрасывают его от достижения цели и увеличивает риски. Образуется первая брешь.

За первой брешью открывается следующая и так далее по цепочке. Герою приходится совершать новые действия — более сложные и рискованные. С каждой новой брешью опровергаются представления героя о реальности, усиливается конфликт с миром и возникает более высокий риск. Цикл идет по нарастанию до тех пор, пока герой не получит желаемое или не сдастся.

Суперцель главного героя в фильме «Китайский квартал» — восстановить справедливость. В большинстве сцен Джейк Гиттес пытается осуществить желание, которое позволит ему достигнуть супер-цели. В первом акте он стремится найти Холлиса Молрея. Чтобы осуществить желание, Гиттес предпринимает самое простое и очевидное действие —  поехать в офис, где работает Холлис. Но там его нет. Образуется первая брешь. Чтобы закрыть брешь и достичь желаемого, Гиттес предпринимает новое действие — поехать домой к Холлису. Но там он его тоже не находит. Возникает вторая брешь. В итоге, Гиттес приезжает на водохранилище, где обнаруживает труп Холлиса Молрея. На этом все бреши закрываются. Гиттес не получил желаемого, силы антагонизма одержали победу. Герой проиграл в битве, но война еще не закончена.

После кульминации второго акта мы верим, что Молрэй был убит или из-за финансовых махинаций, или в приступе ревности. Но Эвелин говорит: «Она моя сестра и моя дочь…» Открывшаяся брешь вызывает у нас шок.

Мы пытаемся осмыслить её слова и приходим к пониманию истины:

  • Ноан Кросс изнасиловал свою дочь, а Кэтрин — дочь Эвелин в результате инцеста
  • Истинный мотив преступления — отобрать Кэтрин
  • Личность убийцы — Ноан Кросс

В спиралеобразных поворотах третьего акта закроются все бреши и наступит окончательный и бесповоротный результат движения к супер-цели. Личность героя изменится раз и навсегда.

Диалоги

Хороший диалог строится не на буквальных выражениях, а на подтексте. Рассмотрим часть диалога в кульминации второго акта:

  • Эвелин Молрей: «Она моя сестра и моя дочь. Мой отец и я…»
  • Джейк Гиттес: «Мы должны вывезти тебя из города».

Кажется, что в диалоге нет логики. Гиттес в ответ говорит фразу, которая не связана с признанием Эвелин. При этом зрителю всё становится понятно, т.к. исходя из предыдущей информации он понимает подтекст. Вот как звучит диалог Эвелин и Джейка на уровне подекста:

  • Эвелин Молрей: «Я не убивала своего мужа; это сделал мой отец… чтобы заполучить моего ребенка. Если ты арестуешь меня, он заберет ее. Пожалуйста, помоги»
  • Джейк Гиттес: «Я понял все, что ты сказала. Теперь я знаю, это сделал твой отец. Я люблю тебя и готов рискнуть жизнью, чтобы спасти тебя и твоего ребенка. А затем я найду того ублюдка».

Все это скрыто за внешней стороной сцены, и зрители видят естественное поведение без фальшивых «раздражающих» диалогов, а кроме того, получают удовольствие от постижения происходящего.

Экранный диалог состоит из быстрого обмена короткими репликами. В реальной жизни не бывает монологов, бывают только диалоги, которые состоят из действия и реакции. В реальной жизни мы прерываем друг друга, отсекая болтающиеся «хвосты» предложений собеседника и делая тем самым повседневный разговор быстрым и понятным.

  • Джейк Гиттес: «Вы помните, когда в последний раз разговаривали с Холлисом Молреем?»

Ноан Кросс качает головой.

  • Ноан Кросс: «В моём возрасте люди перестают следить за временем»
  • Джейк Гиттес: «Это было 5 дней назад. Вы были у бара и о чем-то сильно спорили»

Кросс перестает улыбаться и смотрит с удивлением.

Гиттес продолжает:

  • Джейк Гиттес: «У меня в офисе есть фотографии, возможно они помогут вам вспомнить. О чем был спор?»

После долгой паузы Кросс отвечает:

  • Ноан Кросс: «О моей дочери»

Благодаря коротким репликам Гиттес спровоцировал реакцию собеседника, увидел его эмоции и получил дополнительную информацию. За таким диалогом интересно наблюдать.  

Связь со зрителем

Для создания любопытства и беспокойства зрителя существует три возможных способа установления связи между зрителями и историей: тайна, саспенс и драматическая ирония.

  • Тайна — зритель знает меньше, чем герои
  • Саспенс — зритель и герой обладает одинаковым количеством информации
  • Драматическая ирония — зритель знает больше, чем герои

В Китайском квартале любопытство создаётся с помощью тайны. Сценарист придумал, а затем скрыл факты экспозиции, особенно те, которые относятся к предыстории. Эвелин Молрей в кульминации второго акта говорит: «Она моя сестра и моя дочь». Сценарист мог сказать это в начале фильма и лишить зрителей любопытства к личности Эвелин.

Для детективной истории с убийством есть два основных поджанра: закрытая и открытая детективная история. В закрытой истории убийство происходит в предыстории и зрители его не видят. В открытой — зрители видят, как совершается убийство и кто преступник.

Китайский квартал переходит из поджанра закрытой детективной истории в открытую после кульминации второго акта.

Персонажи

Для создания интересных и целостных персонажей нужно наделить их личности многомерностью,  а действия — эмоциональной правдой.

Многомерность — это наличие нескольких противоречий в характере. Оно может существовать внутри сильного характера (честолюбие в сочетании с чувством вины) или между характеризацией и истинным характером (обаятельный вор).

Гиттес — многомерный персонаж с сильным характером. Вот несколько измерений, которые проявляются в различных сценах фильма:

  • Любящий — бессердечный. Сначала он проводит с Эвелин ночь и раскрывает ей душу, а когда начинает подозревать её в убийстве бессердечно вызывает полицию и выбивает из неё правду.
  • Честный — обманщик. Гиттес ведет себя искренне по отношению к Эвелин, но обманывает полицию и второстепенных персонажей, от которых получает улики.
  • Спокойный — импульсивный. Когда Гиттес следит за Молреем в первом акте, он кажется нам очень выдержанным и усидчивым человеком. Спустя час он дерётся с фермерами и кричит на Эвелин.
  • Остроумный — печальный. Гиттес с удовольствием рассказывает анекдоты коллегам и подшучивает над полицейскими, и в то же время несет тяжелый груз воспоминаний о событиях в китайском квартале.

Эмоциональная правда — это вера зрителя в то, что на месте персонажа он поступил бы или хотел бы поступить также. Для этого личность героя должна быть наполнена глубокими и правдивыми эмоциями.

В конце второго акта Гиттес собрал достаточно улик, чтобы заподозрить Эвелин в убийстве мужа на почве ревности. Он отправляется на автомобиле в Санта-Монику, чтобы провести очную ставку с Эвелин и передать подозреваемую Эскобару, который грозится лишить Гиттеса лицензии частного детектива.

В машине Гиттес мысленно репетирует предстоящую встречу. Его цель — узнать правду. С одной стороны, его переполняют эмоции, а с другой — он пытается сохранить внешнее спокойствие. Но когда он подьезжает к дому, то стремительно бежит к двери. Он в гневе прорывается сквозь дворецкого и начинает агрессивно допрашивать Эвелин, в итоге доходя до рукоприкладства.

Зрители верят этой сцене, потому что они повели бы себя также, окажись на месте Гиттеса. Если мы поставим себя на место Эвелин, то повели бы себя также как она, ведь её цель — сохранить тайну, чтобы защитить Кэтрин. Благодаря эмоциональной правде зрители испытывают те же эмоции, что и персонажи фильма и получают удовольствие от просмотра.

История

История — это серия актов, которые ведут к кульминационному моменту. В кульминации происходит полное и необратимое изменение. Изменяется одна из ценностей истории.

Сценарист начинает создание истории с поэтапного плана. Поэтапный план — это краткая версия основных событий истории без диалогов. Он состоит из короткого описания каждой сцены. Например: «Он входит, ожидая застать ее дома, но обнаруживает записку, в которой говорится, что она ушла навсегда». Такое описание позволяет уловить суть истории.

Благодаря поэтапному плану можно быстро проверить, насколько хороша история. Сценаристу не нужно мучать людей и заставлять их тратить несколько вечеров на чтение полной версии сценария. Достаточно пересказать поэтапный план за чашкой кофе и посмотреть на реакцию.  

Полную версию сценария фильма «Китайский квартал» на английском языке вы найдете по ссылке. Ниже перечислены основные события фильма в формате поэтапного плана. Эту часть можно пропустить, если вы смотрели фильм или планируете это сделать. В таком случае сразу переходите к финальному разделу.

Действующие лица

  • Джейк Гиттес (Джек Николсон) — частный детектив
  • Эвелин Молрей (Фэй Данауэй) — жена главы департамента водо- и энергоснабжения
  • Холлис Молрей (Даррел Зверлинг) — глава департамента водо- и энергоснабжения
  • Йелбуртон (Джон Хиллерман) — заместитель главы департамента
  • Ноан Кросс (Джон Хьюстон) — отец Эвелин и партнёр Холлиса
  • Луи Эскобар (Перри Лопес) — лейтенант полиции, бывший коллега Джейка Гиттеса
  • Ида Сэшнс (Дайан Лэдд) — проститутка, актриса

Акт 1

К частному детективу Джейку Гиттесу обращается жена главы департамента водо- и энергоснабжения Лос-Анджелеса.  Она опасается, что муж ей изменяет, и просит узнать правду.

Гиттес начинает слежку. Муж Эвелин, Холлис Молрей, выступает на заседании по поводу строительства плотины. Фермерам в Лос-Анджелесе не хватает пресной воды для ведения хозяйства. Но Холлис отказывается строить плотину. Анализ почвы показал, что там нельзя строить такое сооружение, иначе может повториться трагедия как с плотиной в Вандер-Липо, при которой погибли 500 человек.

После заседания Холлис отправляется на засохшую реку и общается там с каким-то мальчиком. Гиттес следит за ним издалека, но не слышит, о чем они говорят. Затем Холлис Молрей отправляет к океану. Гиттес следит за ним несколько часов, но ничего не происходит.

На следующий день выясняется, что Холлис провёл у океана почти всю ночь, но ни с кем не встречался. В офисе Гиттеса раздается звонок. Коллега сообщает, что наконец-то обнаружил Холлиса в компании другой девушки.

Гиттес делает снимки и передает заказчице. Но каким-то образом снимки попадают в газеты и начинается шумиха.

В офис Гиттеса приходит девушка, которая представляется именем Эвелин Молрей. Оказывается, что это настоящая жена Холлиса Молрея, и она не заказывала у Гиттеса слежку за мужем. Эвелин угрожает подать на него в суд. Джейк Гиттес понимает, что его заказчица просто сыграла роль жены, чтобы  чужими руками испортить репутацию Холлиса Молрея.

Гиттес разыскивает Холлиса Молрея, чтобы узнать, кто и зачем его подставил. Он приезжает к нему на работу в офис, затем в дом к жене, но Холлиса нигде нет. Жена отправляет его проверить водохранилище Oak Pass, где муж часто бывает в последнее время. На месте Гиттес обнаруживает полицию и мёртвое тело Холлиса Молрея.

Акт 2

Гиттес собирает факты, которые могут помочь ему в нахождении истины:

  • Патологоанатом в морге рассказывает, что в лёгких у Холлиса Молрея обнаружили соленую воду. Также он говорит, что местный пьяница утонул в реке, которая считается пересохшей.
  • Мальчик на пересохщей реке, с которым общался Холлис накануне, сообщает, что по ночам туда сбрасывают воду
  • На водохранилище Oak Pass, где обнаружили тело Холлиса, Гиттеса задерживают охранники из департамента водоснабжения. Они разрезают ему нос ножом и угрожают, что в случае повторной встречи он полностью лишится носа.
  • В офисе Гиттесу звонит Ида Сэшнс — проститутка, которая представилась женой Холлиса и заказала расследование. Она утверждает, что не знала о том, что Холлиса убьют. Заказчика она назвать не может, но подсказывает зацепку — имя одного из них можно найти в сегодняшнем некрологе.

На этот момент у Гиттеса рождается первая версия событий. Кто-то сливает тонны воды из водохранилища во время засухи. Холлис Молрей узнал об этом, и за это его убили. Гиттес продолжает собирать улики:

  • В офисе Холлиса он рассматривает фотографии, на которых Холлис изображен с каким-то мужчиной. Секретарша говорит, что это партнёр Молрея — Ноан Кросс. Ноан Кросс — отец Эвелин. Вместе с Холлисом Молреем они владели всей системой водоснабжения Лос-Анджелеса. Но Молрей решил, что вода должна принадлежать людям.
  • Заместитель Молрея Йелбуртон на вопрос о воде в пересохщей реке отвечает, что они действительно отводят  некоторое количество воды для полива и посева в северо-западной долине. Таким образом они помогают фермерам, у которых нет прав на их воду, чтобы не дать им разориться.
  • Эвелин сообщает Гиттесу, что Холлис Молрей и Ноан Кросс уже давно в ссоре. Холлис не смог простить Кросса за то, что тот уговорил его построить плотину в Вандер-липо. В результате погибло 500 человек. С тех пор, Холлис и Ноан не разговаривают.
  • Ноан Кросс сообщает, что они вместе с Холлисом создали Лос-Анджелес, и поэтому были намного ближе, чем думает Эвелин. В последнюю встречу они спорили о девушке, с которой встречался Молрей. Он просит найти эту девушку для него за двойной бонус.
  • В городском архиве Гиттес узнает, что кто-то выкупил большую часть земель в северо-западной долине. Он крадёт записи о сделках с именами участников.
  • В землях северо-западной долины фермеры сообщают ему, что департамент водоснабжения не занимается орошением их земель. На самом деле, он пытается выгнать его с земли и выкупить её за бесценок. Для этого департамент посылает людей, чтобы те взорвали баки с водой и отравили колодцы.

Гиттес делится с Эвелин новой версией событий. Строительство плотины — мошенничество. Департамент водоснабжения пролоббирует строительство долины. Лос-Анджелес выделит бюджет. Но вода пойдет не в город, а в долину. В этой долине мошенники предварительно согнали фермеров и скупили все земли за бесценок. После того, как в долине появится вода, стоимость земли будет на 30 млн. выше. Холис знал об этой афере, поэтому его убили. Гиттес пытается найти заказчиков:

  • Он достаёт некролог, о котором говорила Ида Сэйшнс (ищите одного из заказчиков убийства в вечернем некрологе). Там Гиттес находит там знакомое имя — Джаспер Ламар Краб. Он вспоминает, что видел это имя в записях о сделках в долине.  Согласно некрологу, Джаспер Ламар Краб умер 2 недели назад. А купил землю — неделю назад.
  • В доме престарелых «Мар Виста» Гиттес и Эвелин узнают, что вся земля в долине оформлена на пенсионеров, которые не догадываются об этом. Пенсионерам помогает клуб Альбакор. Участники клуба — внуки пенсионеров. Именно в этом клубе Гиттес встречался с Ноаном Кроссом. Эвелин предупреждает Гиттеса об опасности — за всем может стоять её отец, даже за смертью её мужа.

Гиттес проводит ночь вместе с Эвелин. Он рассказывает, что раньше работал в китайском квартале и всё закончилось для него неудачно. Он хотел защитить девушку, а в итоге сам же ей и навредил.

Эвелин звонят по важному делу, поэтому она вынуждена срочно уехать. Гиттес следит за ней. Эвелин приезжает в какой-то дом. Внутри находится её дворецкий Кан и девушка, с которой встречался Холлис. Гиттес думает, что Эвелин похитила девушку и удерживает её против воли. Эвелин всё отрицает и признаётся, что это её сестра.

Гиттесом начинает интересоваться полиция. У них другая версия событий. Они предполагают, что раз Гиттес следил за Холлесом, то у него есть фото его убийцы. Эвелин Молрей засыпает его деньгами, чтобы он не передал эти фото полиции. Эвелин — убила своего мужа, а Гиттес — занимается сокрытием улик, вымогательством и пособничеством. Лу Эскобар просит Гиттеса в течение двух часов найти и доставить Эвелин в полицию.

Гиттес приезжает домой к Эвелин. Её там нет, а все вещи собраны. В пруду у дома он находит очки и узнает, что там соленая вода (а в лёгких Молрея как раз нашли соленую воду). Он думает, что Эвелин обманывала его. Она убила своего мужа и теперь хочет тайно сбежать из города.

В гневе он едет в другой дом, где видел Эвелин с её сестрой. Эвелин всё отрицает и признаётся в страшной тайне. Девушка, с которой встречался её муж, это её сестра и её дочь. Она стала жертвой инцеста и родила ребенка. Холлис помогал прятать её и заботился о ней, как о дочери. А теперь она хочет защитить её и уехать вместе в Мексику, т.к. её отец Ноан Кросс хочет заполучить её. Очки не принадлежат её мужу, т.к. он не носил двухфокусные.

Акт 3

Гиттес решает помочь Эвелин. Она уезжает вместе с Кэтрин и Каном в Китайский квартал. Там их должна забрать машина друга Гиттеса, который отвезёт их в Мексику.

Гиттес встречается с Ноаном Кроссом и узнает, что найденные очки принадлежат ему. Он обвиняет его в убийстве Холлиса и мошеннической схеме с водоснабжением и скупкой земель в долине. Ноан Кросс угрожает пистолетом и просит доставить его к дочери Эвелин. Они отправляются в Китайский Квартал.

У дома Кана их встречает полиция во главе с Лу Эскобаром. Гиттес пытается рассказать свою версию и указывает на Ноана Кросса, который стоит рядом. Ноан Кросс всё подтверждает. Но Лу Эскобар не желает слушать Гиттеса и задерживает его.

Выходят Эвелин с Кэтрин. Ноан Кросс бросается им навстречу. Эвелин отталкивает его и стреляет из пистолета. После этого она запрыгивает в машину и пытается увезти Кэтрин. Полицейские открывают огонь по автомобилю. Гиттес пытается им помешать, но детектив попадает Эвелин в голову. На глазах у Гиттеса из машины достают мёртвое тело Эвелин, а Ноан Кросс спокойно забирает её дочь Кэтрин с собой и скрывается.

Запомнить

В этом большом материале я постарался разобрать самые главные элементы сценарного мастерства на примере одного фильма. Чтобы усвоить эту информацию, попробуйте найти базовые элементы в каждом фильме, который смотрите. После просмотра ответьте на основные вопросы:

  1. Какого жанра этот фильм?
  2. Какой у него сеттинг? Сеттинг — это набор основных обстоятельств фильма: период (место истории во времени), длительность (продолжительность истории во времени), локация (место истории в пространстве), уровень конфликта (положение истории в иерархии социальных битв)
  3. Какая главная ценность фильма? Какие главные ценности каждого акта и эпизода?
  4. Как можно сформулировать замысел сценариста?
  5. Какая у фильма управляющая идея? В чем заключается контр-идея? Кто олицетворяет управляющую идею, а кто — контр-идею?
  6. В чем заключается побуждающее происшествие? Как правило, побуждающее происшествие происходит сразу, но не позднее 30-й минуты фильма.
  7. С помощью каких прогрессий происходит усложнение действия в фильме?
  8. Какая система образов использована в фильме?
  9. Найдите сцену, которая содержит в себе 4 основных элемента: желание, действие, конфликт, изменение.
  10. Найдите цепочку брешей и определите развязку этой цепочки.
  11. Найдите диалог, в котором общение происходит на уровне подтекста. Найдите диалог, который состоит из коротких реплик и реакций, от которых зависит дальнейший ход диалога.
  12. Какой способ поддержания любопытства использует сценарист — тайна, саспенс или драматическая ирония?
  13. Найдите сцену, в которой герой демонстрирует эмоциональную правду.
  14. Определите основные события по каждому эпизоду и найдите кульминацию в каждом акте. Кульминация первого акта обычно происходит в течение первого получаса, кульминация второго в течение последующих 70 минут, и кульминация 3-го в последние 15-20 минут фильма.

Посмотрите эти фильмы, чтобы узнать больше о том, каким должен быть хороший сценарий:

Если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в социальных сетях.

Total
1
Shares