Как правильно брать интервью

Пошаговая инструкция по созданию интересного интервью с кучей примеров. Как разобраться в теме и понять героя, а затем правильно подать материал аудитории.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни брал интервью. Журналист берёт интервью у гостя, чтобы рассказать зрителям о его личности и жизни. Менеджер проекта берет интервью у клиента, чтобы понять его проект. HR-специалист берет интервью у человека, который хочет устроиться на работу. Интервью — это один из лучших методов для сбора информации.

Большинство интервью, которые мы видим в СМИ — отвратительные. Автор задаёт банальные вопросы, перебивает собеседника, вставляет собственное мнение. Герой закрывается и перестает давать интересную информацию. Зритель скучает и разочарованно переключает канал.

Плохие интервью бывают даже у профессионалов. Посмотрите интервью Владимира Познера с Сергеем Шнуровым на первом канале. Познер заранее относится к гостю предвзято, что противоречит журналистской этике. Он начал нападать на Шнурова и вынудил его закрыться. По итогам интервью мы не узнали ничего нового о личности героя:

Чтобы сделать качественное интервью, недостаточно просто составить список вопросов. Нужно изучить героя, разобраться в теме, выбрать тактику, управлять поведением своего гостя. В этой статье я расскажу базовые шаги, которые позволят сделать интервью интересным и запоминающимся.

Станьте интересным собеседником

Интересный собеседник — человек, который обладает хорошим образованием, богатым жизненным опытом и развитыми навыками общения. Разберемся, почему это важно.  

Самые важные вопросы на интервью — те, которые родились в процессе. Вопросы из списка нужны только для того, чтобы начать тему. Самое интересное происходит дальше. Герой может ответить поверхностно, уклониться или просто соврать. Плохой интервьюер просто выслушает и перейдет к следующему вопросу. Хороший — увидит проблему и докопается до сути. Есть только один способ научиться так делать — развивать свою личность.

Александр Лебедев берет интервью у Ксении Собчак. В этом интервью она демонстрирует хорошее образование, эрудицию и богатый жизненный опыт. Обратите внимание на вопрос Лебедева про справедливость. Ксения приводит хорошую аргументацию и разворачивает интервью в обратную сторону. Теперь уже Лебедев делится личным мнением по вопросу, что является его ошибкой как интервьюера.

Развитие личности — это долгий процесс. Нужно изучить сотни книг и фильмов, посетить необычные места и страны, познакомиться с множеством непохожих на вас людей. Это процесс длинною в жизнь.

Улучшить навыки общения можно и быстрее, если соблюдать простые рекомендации. Ларри Кинг — один из величайших интервьюеров 20 века. В своей книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» он перечисляет черты хороших собеседников:

  • Они смотрят на вещи с новой точки зрения. Имеют нестандартное мнение об известных предметах;
  • Хорошие собеседники задают вопросы, а не говорят все время о себе;
  • Они любопытны и не стесняются спросить «почему?». Они хотят больше знать о том, что вы им рассказываете;
  • Их отличает широкий кругозор. Они говорят на темы, которые выходят за пределы повседневных интересов;
  • Для них характерен энтузиазм. Они проявляют страсть во всём, что делают;
  • Они умеют сопереживать. Когда вы делитесь своим отношением по какому-то вопросу, они не навязывают свою точку зрения. Они ставят себя на ваше место и пытаются понять, почему вы так думаете;
  • Хорошие собеседники обладают хорошим чувством юмора и не стесняются сами использовать его. Более того, они склонны к самоиронии и рассказывают смешные истории о самих себе;
  • У них есть собственный стиль ведения разговора.
Базовое правило — научиться внимательно слушать собеседника. Ваш взгляд прикован к глазам собеседника, а тело направлено в его сторону. Если интерес неискренний — поза не поможет

Чтобы стать хорошим собеседником, нужно работать над собой. Наполняйте свой ум новыми знаниями по широкому кругу тем. Почаще выбирайтесь из дома и получайте собственный жизненный опыт. Как можно больше общайтесь с разными людьми и тренируйте свои коммуникативные навыки. Чем больше вы практикуетесь — тем быстрее получите очевидный результат.

Интересный собеседник обладает хорошим образованием, богатым жизненным опытом и развитыми навыками общения

Разберитесь в теме

Интервью должно получиться интересным для аудитории любого уровня. Для этого нам придется решить две противоположные задачи. Чтобы было интересно профессионалам — нужно хорошо разобраться в теме. Чтобы было интересно новичкам — нужно задавать простые вопросы, как любопытный ребенок. Если не решить эти задачи, материал получится слишком поверхностным или слишком сложным.

Погрузитесь в тему своего гостя во время подготовки к интервью. Когда вы общаетесь с политиком, то должны разбираться политике и истории; с музыкантом — разбираться в жанре его музыки; с врачом — в проблемах медицины. Понимание темы позволит докопаться до сути и защититься от вранья.

Будьте осторожны, когда берете интервью у лебедя. Эти ребята любят наврать с три короба.

Специальный корреспондент Ксения Леонова хорошо разбирается в рынке стартапов. Посмотрите, как круто она раскапывает истину в интервью с основателем Призмы:

Ксения Леонова берет интервью у основателя Призмы — Алексея Моисенкова. Она понимает, что его планы абсолютно нереальны, и выясняет, каким образом он собирается достичь красивой цели. Исходя из вопросов и ответов читатель уловил общий смысл «у этого парня нет нормального плана».

Ксения Собчак неплохо разбирается в политике, потому что её отец был мэром Санкт-Петербурга. Перед интервью с Навальным она внимательно изучила его президентскую программу и хорошенько прошлась по слабым моментам:

Собчак задает Алексею конкретный вопрос по его президентской программе: «сколько Россия тратит на здравоохранение в процентах от ВВП». Алексей не может ответить на этот вопрос и юлит как студент на экзамене. Зритель понимает, что Навальный некомпетентен. Если бы Ксения в процессе подготовки не разобралась в его предвыборной программе, этот важный вопрос не смог бы появиться.

Если вы разобрались в теме — это не повод строить из себя умника. Избегайте закрытых вопросов, которые уже содержат ответ. Закрытыми называются вопросы, на которое можно ответить «да» или «нет». Такими вопросами вы не вытащите из собеседника полезную информацию.

Закрытый вопрос с ответом Открытый вопрос
У вас же инновационное производство? Как это работает?
Это, наверное, по каким-то политическим причинам, я прав? Ой, а почему так?
Наверное, вы считаете себя звездой? Почему вы так популярны?
Вы через айтюнс продаете? Как люди узнают о вашей музыке?


Взгляните на тему своего героя под неожиданным углом. Не бойтесь задавать нестандартные вопросы.  Тогда материал получится оригинальным, неожиданным содержательным.

Разберитесь в теме, но не умничайте

Изучите героя

В формате интервью существует 2 главных объекта для исследования — тема и человек, который ее представляет. Про кино нам расскажет режиссер, про технику — инженер, про музыку — композитор. Если герой известны, то его личность представляет для зрителей не меньший интерес, чем выбранная тема. Перед интервью нам потребуется найти интересного героя, заинтересовать его и как следует изучить.

Интересный герой — тот, кто обладает полезной и важной информацией. Чтобы получился хороший материал, недостаточно пригласить известного человека. Если он за последний месяц уже дал несколько интервью, то мог уже рассказать всё интересное. Ищите людей, у которых еще остались интересные истории. Аудитории не нужен вторичный материал.

Соберите информацию о герое. Составьте список материалов: публикации в СМИ, записи в соц.сетях, различные сайты. Если вы пригласили чиновника или предпринимателя —  воспользуйтесь базами данных вроде «СПАРК-Интерфакс» или ЕГРЮЛ. В идеале — изучить всё, что возможно раскопать.

Все люди оставляют следы на своем жизненном пути. Задача интервьюера — провести объективное расследование.

Кроме изучения информационных источников пообщайтесь с людьми. Найдите тех, кто хорошо знает героя: семью, друзей, врагов, коллег. Спросите мнение других авторов, которые уже работали с этим героем. Чем больше людей вы расспросите — тем объективней получится описание.

Поговорите с врагами героя. Они расскажут все самое неприятное. Эта информация может оказаться ложной, но заденет чувства героя и спровоцирует его на защиту. Так вы сможете оценить его реакцию, оценить качество аргументации и интеллект.

Теперь переходите к последнему этапу — уговорите героя дать вам интервью. Поставьте себя на его место и подумайте, какую пользу он получит. Вы уже хорошо знаете героя и сможете нащупать его ключевые потребности — известность, репутация, деньги или что-то еще.

Также подумайте над тем, почему герой интересен лично вам. Какую большую тему вы хотите раскрыть с помощью его истории? Это может быть какая-то общечеловеческая ценность — справедливость, любовь, сила свобода. Вспомните героев из фильмов. Эндрю Даффинс в «Побеге из Шоушенка» олицетворяет свободу, Тайлер Дёрден в «Бойцовском клубе» — анархию, Оскар Шиндлер в «Списке Шиндлера» — сострадание. Когда вы найдете большую тему, то сможете сделать интервью глубоким и значимым для истории.  

Если вы найдете большую тему, которую представляет герой, то интервью получится намного более глубоким и культурно-значимым.

Если вы найдете большую тему, которую представляет герой, то интервью получится намного более глубоким и культурно-значимым.

Соберите все аргументы и сообщите герою, что хотели бы взять у него интервью. Искренне расскажите прагматической пользе для героя и большой теме, которую хотите раскрыть. Если герой откажется — скажите, что в любом случае о нем напишите, но это будет история без точки зрения самого героя. Никто не хочет, чтобы о нем рассказали неправильно, поэтому это создаст дополнительный стимул. К сожалению, некоторые люди всё равно отказываются. Не расстраивайтесь. Просто напишите обзорный материал или выберите другого героя.

Узнайте героя лучше, чем он сам себя знает

Настройтесь на интервью

После сбора информации о теме и герое необходимо настроиться на интервью. Для этого нужно проработать свои психологические установки, составить список вопросов и установить доверительную связь с героем.

Для начала, нужно избавиться от страха. Если ваш герой в 100 раз богаче и известнее вас, это не значит, что надо проявлять раболепие. Вы имеете право общаться с любым человеком на равных. Страх возникает, когда вы переоцениваете свою важность. Поймите, что вы не можете нравится всем подряд. К тому же, известного героя постоянно окружают сотни самых разнообразных людей. Вряд-ли у вас получится чем-то его сильно удивить. Успокойтесь и общайтесь с героем на равных.

Уверенность на интервью во многом зависит от качества подготовки. Составьте список вопросов, которые хотите задать вашему гостю. Во время сбора материалов вы найдете множество любопытных, нелогичных или просто мутных моментов. Ваша задача — удовлетворить свое любопытство и узнать правду.

Факт о герое Любопытные вопросы
Открыл бизнес в 18 лет и масштабировался на всю Россию Кто родители? Откуда взял деньги? Точно оттуда? А почему Федор Иваныч сказал, что деньги дал папа? А откуда у папы такие деньги? Как договаривался с поставщиками? Кто партнеры? Кому на самом деле принадлежит бизнес?
У героя несколько квартир в Москве, коттеджи с бассейнами, частный самолет Как чиновник с зарплатой 50 000 руб. смог столько всего купить? Подарили? А кто подарил? За что? Как вы думаете, почему нашим зрителям никто не делает таких подарков? Зачем вам одному столько имущества? Почему вы не хотите что-то продать и инвестировать в молодую российскую компанию?
Уволил лучшего сотрудника За что уволили? На каких условиях разошлись? А ваш сотрудник сказал, что причины и условия были другими… А свидетели рассказали мне следующее… Почему у них другая версия событий?

 

Определите сценарий развития событий. На интервью вы общаетесь с человеком, поэтому нужно учитывать психологические моменты. Герой может свободно и развернуто отвечать на ваши вопросы или наоборот закрыться и перестать нормально отвечать. Чтобы добиться хорошего результата, вам нужно управлять поведением человека.

Сначала расположите к себе героя. Перед интервью пообщайтесь с ним на нейтральные темы. Обсудите общие интересы.  Снимите напряжение. Когда почувствуете, что лёд растаял, начинайте интервью. Предупредите об этом героя: «если не возражаете, я мы начнем запись интервью».

Следите за тем, чтобы в интервью вас было мало. Не нужно задавать огромных вопросов, подробно высказывать своё мнение, не стоит говорить о себе. Ваша задача — задавать короткие и меткие вопросы.

В первые минуты записи настройте героя на позитивную волну. Начните непринужденный разговор. Заготовьте пару свежих историй или идей, которые будут интересны собеседнику. Спросите героя про его успехи, сделайте искренний комплимент. Разговор должен быть душевным и напоминать беседу двух близких друзей.

В начале статьи я привел в пример неудачное интервью Владимира Познера с Сергеем Шнуровым. Посмотрите интервью этого же героя с Юрием Дудем. Они хорошо знакомы, т.к. вместе вели передачу, поэтому ведущему легко удалось настроить героя на неформальный лад:

С первой фразы интервью становится понятно, что между ведущим и героем существует доверительная связь: «Серега, тебя месяц не было в России».

Главная задача этого этапа — создать доверительную связь между вами и героем. Если этого не сделать — вы не получите развернутых ответов на свои вопросы. Когда в интервью не раскрыта тема и личность героя, его неинтересно смотреть.

Подружитесь с героем

Раскройте личность героя

Основная движущая сила интересной истории — личность героя. Чтобы раскрыть личность — необходимо создать давление. Существует несколько приемов для создания давления — капканы, конфликт и искусственные обстоятельства. Давайте разберемся, как правильно использовать этот мощный боевой арсенал.

В книге «История на миллион долларов» Роберт Макки рассказывает о разнице между характеризацией и характером героя. Характеризация — это внешние качества человека, которые лежат на поверхности. К ним относятся возраст, пол, сексуальность, манера речи, особенности жестикуляции, особенности поведения в бытовом общении. Характер — набор глубоких качеств человеческой личности. Эти качества можно увидеть только под давлением.

«Противоречия в характере или поведении приковывают внимание зрителей»

 

Роберт Макки обучает сценаристов создавать истории, которые захочет узнать весь мир.

Давление — сложные обстоятельства, в которых герой может лишиться значимой ценности и должен сделать тяжелый выбор. Герой «Титаника» оказывается под давлением, когда тонет корабль. Он делает выбор — спасти свою любовь и расплачивается за это жизнью. Благодаря давлению мы узнали характер главного героя. Чем сильнее давление — тем очевиднее становятся подлинные человеческие качества.

Как создать давление в условиях интервью? Существует один общий принцип и конкретные приемы, как можно воспользоваться этим принципом на практике. Общий принцип заключается в том, чтобы пройтись по болевым точкам героя.

Болевые точки — это самые слабые и самые сильные стороны героя. Чтобы пройтись по болевым точкам, нужно подсветить слабые стороны и поставить под сомнение сильные.

Подсветить слабые стороны — значит расспросить героя о событиях, в которых он поступил аморально или допустил логические ошибки. Посмотрите фрагмент интервью Дудя с Жириновским:

Дудь подготовил капкан для Жириновского. Сначала он спрашивает его, за какие события прошлого ему стыдно. Жириновский отвечает, таких событий не было. Затем Дудь спрашивает про драку с женщиной. В данном случае он давит на слабые стороны — аморальное поведение. Вместо того, чтобы признать свою ошибку и раскаяться, Жириновский продолжает лгать. Зритель делает вывод, что ценности героя — ложь, несправедливость, трусость.

Поставить под сомнение сильные стороны —  раскритиковать то, чем герой особенно гордится и в чем чувствует своё превосходство. Напыщенного профессора можно подловить на незнании своей дисциплины; прогрессивного политика — на слабой предвыборной программе, которая не учитывает исторические ошибки; популярного музыканта — на низком качестве музыки и текста.

Никто не умеет так хорошо проходиться по болевым точкам противника, как это делают баттл-рэперы. В этом фрагменте Слава КПСС критикует альбом Оксимирона, который был в топе российского Айтюнса и получил высокие оценки от хип-хоп сообщества.

Первый приём создания давления — расстановка капканов. Капкан — это ловушка, в которой герою сначала задают вопрос, а затем предоставляют доказательство того, что он сознательно или случайно соврал. Вот примеры капканов из реальных интервью:

Следующий приём давления — создание конфликта. Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, позиций и интересов двух и более сторон.

Задайте герою вопрос, по которому вы расходитесь во мнениях. После его ответа задайте дополнительные вопросы, которые ставят под сомнение аргументацию вашего гостя.

Владимир Познер не согласен с Михалковым, но не навязывает своё мнение. Вместо этого, он задает вопросы, которые ставят под сомнение правильность мнения героя.

Посмотрите на текстовое интервью Дмитрия Быкова с Андреем Кончаловским. Обратите внимание, как сколько информации может дать один удачный провокационный вопрос:

Многие считают, что на этом интервью Кончаловский «уничтожил» Быкова. Но цель интервьюера — не победа, а интересное интервью. И в этом смысле Юрий Быков получил отличный результат. Жирным выделен вопрос Быкова, а весь остальной текст — ответ Кончаловского.

Не перегибайте палку и создавайте честный конфликт. Не нужно использовать дезинформацию, цитировать выдуманные слухи и сливы. У вас нет задачи уничтожить героя любой ценой. Цель интервью — рассказать интересную и объективную информацию о герое и событиях, в которых он принимал участие.

Наименее болезненный способ лучше узнать героя — искусственно создать вымышленную неожиданную ситуацию. Об этом приеме рассказывает Николай Конанов в своей книге «Автор, ножницы, бумага»:

«Вот один из приемов, примененных одним из величайших ныне живущих журналистов, Майклом Льюисом. «Послушайте, — сказал он Обаме вскоре после знакомства, уже заслужив доверие. — Представьте, что я следующий президент США, никогда им не был и у вас есть пять минут. Когда они истекут, вы выпрыгнете отсюда с парашютом [дело происходило на борту Air Force 1, президентского самолета]. Вы должны быстро рассказать мне самое важное, что нужно знать президенту». Сначала Обама задумался: он не был готов к такому заданию. Видимо, его что-то отвлекало. Или просто он не был настроен на такие игры. Однако вскоре задремавший во время долгого перелета Льюис проснулся от того, что Обама тряс его за плечо: «Если вы готовы, могу ответить на ваш вопрос. Тот, который про пять минут». Он действительно рассказал самое важное — и эта сцена с разговором стала ключевой в очерке»

Не надо мучать героя и постоянно на него давить. Начните с позитивных вопросов, чтобы расположить собеседника. Затем перейдите к нейтральным, чтобы выяснить основную информацию по теме. После этого переходите к острым вопросам, чтобы раскрыть личность героя. Желательно попрощаться с героем на позитивной волне, поэтому закончите интервью позитивными вопросами, которые снимут напряжение.

Продумайте правильную структуру вопросов. С одной стороны, интервью должно быть мощным, а с другой — собеседник должен чувствовать себя комфортно.

Раскрыть личность героя — самая сложная часть интервью. Чтобы выполнить эту часть без ошибок, необходимо постоянно практиковаться в общении с разными людьми и аккуратно пробовать приемы для создания эмоций. Сделайте небольшой капкан, с иронией пройдитесь по болевым точкам, поспорьте с кем-нибудь о политике или искусстве. Наблюдайте за реакцией других людей. Если человек обиделся и закрылся — значит вы что-то сделали неправильно. Прежде чем раскрывать личность известного героя — попробуйте узнать своих собственных друзей.

Истинный характер раскрывается под давлением

Запомнить

  • Нужно развивать в себе качества интересного собеседника: учиться, приобретать жизненный опыт и развивать навыки общения.
  • Чтобы докопаться до сути и защититься от вранья, нужно хорошо понимать тему.
  • Соберите информацию о герое с помощью информационных источников и пообщайтесь с людьми, которое его хорошо знают.
  • Не бойтесь героя. Настройтесь на одну волну. Задавайте оригинальные вопросы.
  • Покажите многомерность героя. Подсветите все его светлые и тёмные стороны, чтобы зритель смог увидеть целостный образ.

Дополнительные материалы

Иллюстрации: Светлана Масная

Total
5
Shares